Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

Краткая характеристика социально-экономического состояния Пермского края

Пермский край относится к наиболее промышленно развитым субъектам Российской Федерации и имеет все необходимые условия для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона: богатейшую минерально-сырьевую базу представленную, в первую очередь, запасами калийно-магниевых и натриевых солей, хромовых руд, нефти, россыпных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, цементного сырья и другими видами полезных ископаемых, используемых на предприятиях Пермского края и за его пределами. Через территорию региона проходят крупнейшие транспортные магистрали – нефте- и газопроводы, автомобильная и железная дороги федерального значения.

По обеспеченности водными ресурсами Пермский край занимает ведущее место на Урале, в части запасов лесных ресурсов является одной из ведущих заготовительных и лесопромышленных баз Российской Федерации.

Наличие минерально-сырьевой базы, необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития позволяет предприятиям края обеспечивать увеличение инвестиций, направленных в экономику региона, объемы промышленного производства. Наибольший рост промышленного производства отмечен на предприятиях черной металлургии, топливной, химической и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей.

В тоже время интенсивное использование природных ресурсов, эксплуатация объектов производственных комплексов с ежегодно возрастающим износом основных фондов, применением технологий, зачастую не отвечающим требованиям экологической безопасности, не могло не привести к нарушению естественного состояния природных ресурсов и окружающей среды.

По объемам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты Пермский край входит в число регионов Российской Федерации со сложной экологической обстановкой. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема формирования целенаправленной и эффективной федеральной и региональной экологической политики, направленной на то, чтобы рост промышленного производства в Пермском крае происходил без существенного увеличения нагрузки на окружающую природную среду.

Противостоять этим опасным тенденциям можно лишь общими усилиями властных структур и органов государственного управления в области охраны окружающей среды всех уровней власти.

Характеристика состояния и использования минерально-сырьевой базы на территории Пермского края по видам ресурсов

Углеводородное сырье по состоянию на 01.01.2017 г.

На территории Пермского края открыто 237 месторождений углеводородного сырья (УВС), в т.ч. 7 месторождений на пограничных территориях: Анельское разведываемое газовое, Байсаровское разрабатываемое нефтяное, Биавашское разрабатываемое газонефтяное, Каюмовское разрабатываемое газонефтяное, Кулигинское разрабатываемое газонефтяное, Мишкинское разрабатываемое нефтяное, Татышлинское разрабатываемое газонефтяное.

Всего по Пермскому краю суммарные разбуренные технологически извлекаемые запасы нефти на разрабатываемых  месторождениях кат. А+В1 – 534,915 млн. т, на разведываемых кат. С1 – 16,624 млн. т, всего: кат. А+В1+С1 – 551,539 млн.т. Неразбуренные извлекаемые запасы (оцененные) на разрабатываемых месторождениях составляют кат. В2 -55,173 млн. т, на разведываемых кат. С2 – 6,118 млн. т, кат. В2+С2 – 61.291 млн.т.

Разбуренные технологические извлекаемые запасы свободного газа, включая газ газовых шапок, на разрабатываемых месторождениях кат. А+В1 – 23,200 млрд. м3, на разведываемых – кат. С1 – 4,618 млрд. м3, всего: кат. А+В1+С1 – 27,818 млрд. м3. Неразбуренные извлекаемые запасы (оцененные)  на разрабатываемых месторождениях составляют кат. В2 6,089 млрд. м3, на разведываемых кат. С2 – 1,676 млрд. м3, кат. В2+С2 – 7,765 млрд. м3.

Всего по Пермскому краю извлекаемые  запасы растворенного газа  составляют по кат. А+В1 – 30,075 млрд м3, кат. С1 – 1,176 млрд м3, всего (кат. А+В1+С1 – 31.251 млрд м3); неразбуренные кат. В2 – 3,137 млрд м3, кат. С2 – 0,924 млрд м3, всего (кат. В2+С2 – 4,061 млрд м3).

Из 237 месторождений Пермского края 201 – нефтяные, 23 - газонефтяные, 3 – нефтегазовые,  7 – нефтегазоконденсатные и 3 – газовые.

В распределенном фонде недр насчитывается 187 месторождений (155 разрабатываемых, и 32 разведываемых, в т.ч. газовое пограничное месторождение) с остаточными извлекаемыми запасами нефти кат. А+В1 – 498,258 млн. т, С1 – 9,926 млн. т (93,15% разрабатываемых и 59,71 % разведываемых запасов), кат. В2 – 47,297 млн. т, кат. С2 – 5,401 млн. т (85,72% и 88,28% соответственно). Извлекаемые запасы свободного газа, включая газ газовых шапок: кат. А+В1 – 22,253 млрд м3, кат. С1 – 4,312 млрд м3 (95,92 % разрабатываемых и 93,37% разведываемых запасов края), кат. В2 – 5,987 млрд м3, кат. С2 – 1,676 млрд м3 (98,32% и 100 % соответственно). Извлекаемые запасы растворенного газа: кат. А+В1 – 27,800 млрд м3, С1 – 1,080 млрд м3, В2 – 2,568 млрд м3, С2 – 0,809 млрд м3. 

В нераспределенном фонде недр насчитывается 81 разрабатываемых месторождений, в том числе 72 – месторождения, запасы которых учитываются за пределами лицензионных участков; 41 разведываемых (в т.ч. 2 газовых месторождения) с остаточными извлекаемыми запасами нефти на разрабатываемых месторождениях: по категориям А+В1 – 36,657 млн. т, категории В2 – 7,876 млн. т; на разведываемых месторождениях составляют по категории С1 – 6,698 млн. т, категории С2 – 0,717 млн. т. Извлекаемые запасы свободного газа, включая газ газовых шапок, кат. А+В1 –  0,947 млрд м3, кат. В2 – 0,102 млрд м3, С1 – 0,306 млрд м3. Извлекаемые запасы растворенного газа кат. А+В1 – 2,275 млрд м3, С1 – 0,696 млрд м3, В2 – 0,569 млрд м3, С2 – 0,115 млрд м3.

В 2016 г. в Пермском крае добыто 15,866 млн. т нефти, что на 0,367 млн.т, или 2,37% больше, чем в 2015 г; свободного газа добыто 0,564 млрд м3, что на 0,042 млрд м3, или 8,05 больше, чем в 2015 г.; добыча растворенного газа – 1,460 млрд м3, ( на 0,105 млрд м3, или 7,75%, больше, чем в 2015 г.); потери – 0,109 млрд м3.

Перспективные ресурсы (кат. До) учтены на 152 перспективных площадях, подготовленных к поисково-разведочному бурению (в том числе 2 газовые). Перспективные ресурсы нефти кат. До учтены на 150 площадях, всего: 206,059 млн. т  геологические и 70,033 млн. т извлекаемые. Перспективные ресурсы кат. До учтены на 22 площадях, всего: 9,188 млрд м3 извлекаемые.

По величине извлекаемых запасов нефти и свободного газа (кат. А+В1+В2) и (кат. С1+С2) на 01.01.2017 г.  – 1 месторождение относится к крупным, 28 – к средним, 73 – к мелким и 128 – к очень мелким (не считая пограничных месторождений).

Правом пользования недрами с целью геологического изучения и (или) разведки и добычи углеводородного сырья на территории Пермского края на 01.01.2017 года владели 36 компаний по 201 лицензиям.

Твердые полезные ископаемые

Калийно-магниевые и каменная соли

В Пермском крае расположено уникальное, одно из крупнейших в мире Верхнекамское месторождение калийно-магниевых солей. Суммарные запасы калийно-магниевых солей Верхнекамского месторождения по состоянию на 01.01.2017 г. составляют кат. А+В+С1 13238764 тыс.т сырых солей, кат. С2 90375863 тыс.т сырых солей, забалансовые запасы составляют 38416918 тыс.т сырых солей.

Право пользования недрами с целью разработки Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей предоставлено ПАО «Уралкалий», ЗАО «Верхнекамская Калийная Компания», ООО «ЕвроХим - Усольский калийный комбинат».

В Пермском крае разведаны запасы поваренной соли на двух месторождениях – Верхнекамском и Шумковском, поваренная соль представлена каменной солью. ПАО «Уралкалий» разрабатывает на Верхнекамском месторождении каменную соль совместно с калийно-магниевыми солями на трех участках. В подготовке к освоению находится Содовский участок Верхнекамского месторождения, право пользования которым получено АО «Березниковский содовый завод».

Шумковское месторождение, расположенное в Кишертском районе в настоящее время не разрабатывается.

Алмазы

На территории Пермского края Государственным балансом запасов полезных ископаемых учитываются запасы 15 месторождений алмазов, из них 13 россыпных месторождений и 2 коренных. Все месторождения расположены в пределах двух алмазоносных районов – Вишерского и Яйвинского. Кроме того, балансом учитываются запасы 4 техногенных месторождений Вишерского алмазоносного района.

На 01.01.2017 г. в распределенном фонде недр в группе «Разведываемых» учтены Рыбьяковское месторождение и северная часть Рассольнинской депрессии. Остальные месторождения (12 россыпных, 1 коренное и 4 техногенных) учитываются в нераспределенном фонде недр.

Золото

В Пермском крае Государственным балансом запасов золота учитываются 16 россыпных месторождений. В распределенном фонде недр учитываются запасы четырех россыпей:  в группе «Подготавливаемые к освоению» учитывается месторождение рек Северная-Тискос (ООО СУЗРК); в группе «Разведываемые» - Койвинское месторождение (ООО «АРТЕХ»); в разработке находятся месторождения Сурья Казанская (ООО «АРТЕХ») и Саменская россыпь (ООО «Вега»).

В 2016 г. добыча золота велась на месторождениях Саменская россыпь и Сурья Казанская.

Стронций

В Пермском крае балансом запасов полезных ископаемых учитывается одно месторождение стронциевых руд - Мазуевское, относящееся к нераспределенному фонду. Стронциевая руда представлена глинисто-карбонатной брекчией с вкрапленностью целестина.

 

Хромовые руды

Запасы хромовых руд по Пермскому краю учитываются двумя месторождениями (Главное Сарановское, Южно-Сарановское) и Сарановская группа россыпей валунчатых руд (Россыпь №2, Россыпь №3, Россыпь №4, Россыпь №5, Россыпь №6 и Россыпи №№ 1,7,8). Оба месторождения и Россыпи №№2-6 учитываются в распределенном фонде. Добычу хромовых руд Главного Сарановского месторождения и валунчатых руд производит АО «Сарановская шахта «Рудная». Южно-Сарановское месторождение разрабатывается ООО «Западно-Уральский хром». Хромовые руды используются для получения феррохрома, изготовления огнеупоров и в химической промышленности.

 

Карбонатные породы для химической и содовой промышленности

Пермский край располагает значительными запасами карбонатных пород для химической, содовой и металлургической промышленности.

На Костанокском участке Чаньвинского месторождения АО «Березниковский содовый завод» добывает известняки со средним содержанием окиси кальция 98 % для производства содовых продуктов, нейтрализации стоков предприятий Березниковско-Соликамского промышленного узла.

ООО «Пашийский карьер» отрабатывает карбонатные породы Сысоевского месторождения для химической промышленности.

На разработку Губахинского месторождения известняков (Северный участок) право пользования недрами получено ООО «Западуралнеруд». В 2016 году запасы известняков не изменились. Ввод месторождения в промышленную эксплуатацию определен не позднее 31.12.2018.

Флюсовые известняки и доломиты добываются ООО «Белый Камень».

Направлением по рациональному использованию запасов на данных предприятиях является производство, дополнительно к основным видам продукции, строительного щебня и сырья для нейтрализации кислых сточных вод.

 

Цементное сырье 

Ново-Пашийские месторождение известняков и глинистых сланцев для производства цемента разрабатывается ОАО «Горнозаводскцемент».

 

Полудрагоценные и поделочные камни

Ряд минералов и пород по своей художественной и ювелирной значимости, имеющие распространение на территории края, могут быть отнесены к категории полудрагоценных и поделочных. В частности, уваровит, имеющий ограниченное распространение на территории Европы, цитрин, различные виды кварца, офиокальцит и ряд других, могли бы быть объектом использования и обработки, но в настоящее время по тем или иным причинам не могут быть включены в оборот (ограниченные запасы, нанесенный ранее ущерб месторождению взрывными работами, зоны заказников и т.п.).

 

Минеральные краски

Пермский край располагает запасами естественных минеральных красителей. Наиболее ценным является волконскоит, служащий для приготовления художественных высококачественных невыцветающих красок изумрудного и естественного травяного цвета.

 

Информация о добыче основных видов твердых полезных ископаемых

в 2008-2017 годах

Вид полезного ископаемого

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Алмазы, тыс. карат

          

    россыпные

65,8

30,0

25,3

46,5

48,2

15,7

0

0

0

 

    техногенные россыпи

7,6

11,2

0,1

0

0

0

0

0

0

 

Калийная соль

          

сырые соли, тыс. т

35442

22393

35119

37241, кроме того, целики 141

31969, кроме того, целики 101

35485

43368

40177

38440

 

К2О, тыс.т

7057

4451

7089

7565, кроме того, целики 37

6293, кроме того, целики 24

6916

8584

8410

8145

 

Магниевая соль, тыс. т

          

сырые соли, тыс. т

696

533

536

482

531

488

508

521

582

 

К2О, тыс.т

73

56

56

51

51

50

52

53

61

 

Хромовая руда, тыс. т

246

233

173

214

142

139

145

141

122

 

Сырье для производства цемента, тыс. т

1392

1067

1059

1214

2278

2061

1796

1915

1849

 

Доломит для металлургии, тыс. т

99

26

21

94

166

122

301

124

145

 

Известняки флюсовые, тыс. т

85

57

1284

363

244

156

71

36

75

 

Сырье для химической промышленности, тыс. т

1657

1374

1430

1670

1670

1529

1644

1538

1407

 

Гипс поделочный, т

0

2772

506

697

1582

1110

1680

214

0

 
 

 

Подземные воды

Пресные подземные воды

На территории Пермского края на 01.01.2018 общая величина прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод (ПЭРПВ) оценена в 32104 тыс. м3/сутки. Разведано 295 месторождений пресных подземных вод, 49 из которых числится в нераспределенном фонде недр. На 01.01.2018 в Пермском крае 854 действующих лицензий на право пользования недрами с целевым назначением: геологическое изучение, геологическое изучение и добыча, добыча подземных вод, в том числе 734 - по участкам недр местного значения.

Из общей величины ПЭРПВ разведанные эксплуатационные запасы пресных подземных вод составляют – 1017,75 тыс. м3/сутки, в том числе по категориям (тыс. м3/сутки):А - 154,215; В – 365,96; С1 – 379,70; С2 – 117,87 (категория достоверности в оценке запасов: А – наиболее полно изученная, В – промежуточная, С1– наименее изученная, С2– перспективная). Большая часть эксплуатационных запасов –  884,07 тыс. м3/сутки (87 % от общих) утверждены Государственной комиссией по запасам и Территориальной комиссией по запасам. На заседаниях научно-технических советов различных геологических организаций прошли апробацию 133,68 тыс. м3/сутки (13 %).

Потребность Пермского края в воде питьевого качества на 2018 год составляет ___ тыс. м3/сутки. Перспективная потребность формально обеспечена утвержденными эксплуатационными запасами, однако разведанные запасы распределены неравномерно по территории края.

Подземные минеральные воды

В пределах Пермского края широко развиты минеральные лечебные и лечебно-столовые воды различного назначения. Эксплуатационные запасы 21 месторождения минеральных вод, прошедших государственную экспертизу и апробированных научно-техническими советами предприятий, по состоянию на 01.01.2018 составляют 2,65 тыс. м3/сутки из которых 2,45 тыс. м3/сутки подготовлены к промышленному освоению. По состоянию на 01.01.2018 г. действует 9 лицензий на добычу минеральных вод и 2 лицензии на геологическое изучение.

Минеральные воды по ГОСТ 13273-88 относятся к Ново-Ижевскому, Угличскому, Хиловскому, Феодосийскому, Отрадненскому типам и разведаны на месторождениях Усть-Качка, Осинское, Ананьевское, Тепловское, Майское. В целом Пермский край обладает практически неограниченными ресурсами минеральных вод сульфатного, хлоридно-сульфатного и сульфатно-хлоридного состава, пригодных для лечебных целей и розлива, йодо-бромных вод, сульфидных вод (как невысокой минерализации, так и рассолов), используемых в бальнеологических целях Для промышленного розлива добыча  в 2017 году не осущесвлялась.

 

Приоритетные направления контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Пермскому краю:

- проверки недропользователей ТЭК, в том числе по вопросу утилизации попутного нефтяного газа;

- проверки недропользователей, обеспечивающих добычу пресных подземных вод для водоснабжения населения.

Результативность геологического надзора выражается в снижении количества недропользователей, допускающих нарушения законодательства о недрах. По результатам проверок Управления количество лицензий, по которым существенные (основные) условия пользования недрами ежегодно снижается. В том числе благодаря контрольно-надзорной деятельности в течение последних 10 лет в Пермском крае отмечается рост уровня утилизации попутного нефтяного газа при разработке месторождений углеводородного сырья.

Характеристика состояния воздушного бассейна

на территории Пермского края

Пермский край является крупным промышленным регионом, основными отраслями промышленности которого являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Основную часть антропогенной нагрузки на окружающую среду составляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (стационарными и передвижными источниками), сбросы в водные объекты, образование и размещение в окружающей среде отходов производства и потребления.

Постоянные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в Пермском крае осуществляются в 7 крупных городах: Пермь, Соликамск, Березники, Губаха, Краснокамск, Чайковский, Лысьва.

По данным федерального статистического наблюдения на 809 обследованных предприятиях и организациях Пермского края различных видов экономической деятельности 32,6 тыс. стационарных источников загрязнения. Валовый выброс в атмосферу края от стационарных источников в 2016 году вырос на 10,3 тыс. т (или на 3,5 %) и составил 308,9 тыс. т загрязняющих веществ. Данные представлены на рисунке 1.

Рисунок 1.

«Лидерами» по выбросам загрязняющих веществ среди муниципальных образований веществ и город Пермь, где на каждый квадратный километр выпадало около 52 т загрязняющих веществ. Основные показатели выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, в 2016 году, по муниципальным образованиям Пермского края представлены на рисунке 2.

Рисунок 2.

Наибольший «вклад» в загрязнение атмосферы края (83,4% от общей массы выбросов) в 2016 году внесли предприятия с видом экономической деятельности: «Добыча полезных ис- копаемых», «Транспорт и связь». Наибольшая экологическая нагрузка приходится на города и районы, где сосредоточены крупные промышленные предприятия и газоперекачивающие станции – это города Пермь и Березники, а также Горнозаводский, Добрянский, Соликамский, Чайковский, Чусовской муниципальные районы.. Незначительная масса выбросов приходится на муниципальные образования, в которых представлено, в основном, сельское хозяйство и производство пищевых продуктов, таких как Карагайский и Уинский муниципальные районы, выбросы по которым составили 0,162 и 0,111 тыс. тонн соответственно. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ в расчете на душу населения и единицу территории по муниципальным образованиям Пермского края представлены на рисунке 3.

Рисунок 3.

«Лидерами» по выбросам загрязняющих веществ среди муниципальных образований Пермского края являются Горнозаводский район, в котором на каждого жителя в 2016 году приходилось 1 484,7 кг выбросов вредных веществ и город Пермь, где на каждый квадратный километр выпадало около 52 т загрязняющих веществ.

В последние годы юридическими лицами на территории края реализуются природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Для уменьшения выбросов от сжигания попутного нефтяного газа предприятиями нефтедобывающее отрасли разрабатываются программы и активно внедряются технологии по утилизации попутного газа (внедрение газотурбинных электростанций, газогенераторов, а также передача в системы газопроводов попутного нефтяного газа).

Также в 2017 году предприятиями, оказывающими значительную нагрузку на атмосферный воздух в Пермском крае, в том числе по результатам проведенных в 2017 году проверок Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю, осуществлялись мероприятия, направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ (работы по строительству, реконструкции и техническому перевооружению пылегазоочистного установок и основного оборудования, работы по оптимизации технологического процесса). Природоохранный эффект указанных мероприятий отразился в снижении выбросов в атмосферный воздух.

Характеристика состояния водных объектов

на территории Пермского края

Территория Пермского края практически полностью расположена в бассейне реки Кама и покрыта густой гидрографической сетью. Общее количество рек в крае – 29179 шт., общей протяженностью 90014 км. Большинство рек края (29157 шт.) – малые,  длиной  менее  200 км и общей  протяженностью 84147 км. Сорок рек превышают длину в 100 км и относятся к разряду средних, из них девятнадцать рек превышают длину в 200 км, имея общую протяженность 4759 км. Протяженность свыше 300 км имеют реки: Кама, Чусовая с Сылвой, Косьва, Яйва, Вишера с Колвой, Коса. Из них только две реки  относятся к разряду больших, длиной свыше пятисот километров: Кама и Чусовая. Основная часть рек относится к бассейну р. Кама, которая обеспечивает связь г. Перми с 5 морями - Каспийским, Азовским, Черным, Балтийским и Белым. Лишь незначительная часть рек Гайнского района, прилегающего к Республике Коми, относится к бассейну р. Вычегды (Северный Ледовитый океан).

Водные ресурсы Пермского края используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, водоснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, гидроэнергетики, судоходства, добычи нерудных строительных материалов, рыболовства, рекреации.

Нагрузка на водные объекты предприятиями края за последние годы остается высокой. Комплексная оценка загрязненности воды с учетом наиболее характерных для поверхностных вод Пермского края показателей качества воды свидетельствует о стабилизации уровня загрязненности и о том, что значительных изменений в улучшении качества воды не происходит в течение нескольких лет. Вода в большинстве створов р. Кама и её притоков относится к 3 классу качества, разряду «а»  как «загрязненная» или разряду «б» как «очень загрязненная».

Наиболее распространёнными загрязняющими веществами являются нефтепродукты, фенолы, соединения марганца, меди, железа, аммонийный азот, трудноокисляемые органические вещества (по ХПК), концентрации которых стабильно превышают ПДК для водоемов рыбохозяйственного пользования (в пределах от 1 до 5 ПДКр/х). Следует отметить, что наличие в воде водных объектов соединений железа и марганца обусловлено местным гидрохимическим фоном при определённой накладке антропогенных факторов. Значения концентраций железа общего, марганца и трудноокисляемых органических веществ (по ХПК) во всех створах государственной сети наблюдений на территории Пермского края, как правило, выше ПДК.

Худшим качеством воды по-прежнему характеризуются реки, подверженные влиянию самоизливов шахтных вод закрытых шахт Кизеловского угольного бассейна -  Косьва, Вильва, Сев. Вильва, Кизел.

Объем забора свежей воды и сброса сточных нормативно-чистых вод составляет около 80 % от всей забираемой и сбрасываемой воды в Пермском крае. До 2013 года наблюдалось устойчивое увеличение сброса загрязненных сточных вод, но с 2014 году эти показатели стали уменьшаться. В 2016 году снижение сброса сточных вод продолжилось. Так в 2016 году объем сброса загрязненных сточных вод составил 357,77 млн. м3 (на 25,21 млн. м3 меньше, чем в 2015 году), в том числе без очистки 88,84 млн. м3 (на 2,18 млн. м3 меньше, чем в 2015 году).  

Со сточными водами в 2016 году в водные объекты было сброшено 1 086,19 тыс. т загрязняющих веществ, что больше на 237,24 тыс. т, чем в 2015 году. Увеличение связано с увеличением взвешенных веществ при сбросе сточных вод с БОС ООО «Новогор-Прикамье» в результате реконструкции БОС и нестабильности режимов и за счет ООО «Промстоки» в результате увеличения объема ливневых вод с водосборной территории промканала и объема стоков по филиалу «Азот» АО «УКХ «Уралхим» и увеличением сухого остатка по ООО «НовогорПрикамье» в результате изменения концентраций в сточных водах, поступающих на БОС, завершения реконструкции БОС, и нестабильности режимов очистки и по ООО «Промстоки» в связи с изменением условий осаждения в промканале.

Основными загрязнителями на территории Пермского края в 2017 году остались Пермский филиал ООО «Новогор-Прикамье», г. Пермь 64,73 тыс. т, ООО «Промстоки», г. Березники 685,68 тыс. т и СКРУ-1 ПАО «Уралкалий» 200,0 тыс. т, что составило 87,5 % от общей массы загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в поверхностные водные объекты Пермского края, а именно в Камское и Воткинское водохранилища. Два первых предприятия имели действующие НДС в течение 2016 года, первый до сентября 2019 года, второй до сентября 2016 года. На обоих предприятиях очистные сооружения не обеспечивают нормативную очистку сточных вод. и увеличением концентрации в стоках абонента ПАО «Уралкалий». Динамика сброса загрязненных сточных вод за 2012-2016 годы приведена на Рисунке 4.

Рисунок 4.

С целью недопущения и своевременного пресечения водоохранного законодательства  Управлением организована рабочая группа по контролю за состоянием водоохранных и рекреационных зон водного бассейна реки Волги с участием представителей органов исполнительной власти Пермского края, разработан и утвержден план-график проведения рейдовых мероприятий на 2018 год по обследованию водоохранных зон Камского, Воткинского водохранилища на реке Кама. Запланированные рейдовые мероприятия будут проведены с привлечением специалистов филиала «ЦЛАТИ по Пермскому краю» в том числе по территориям объектов накопленного экологического вреда прошлых лет, с целью установления возможного негативного воздействия на компоненты окружающей среды.

 

Характеристика ситуации, сложившейся на территории Пермского края в области захоронения и утилизации отходов.

Хозяйственной деятельностью предприятий образуется более 2000 видов отходов производства и потребления. В связи с этим, обеспечение безопасного обращения с отходами производства и потребления, в первую очередь их размещение в окружающей среде, остается одной из важнейших экологических задач в сфере обращения с отходами.

В 2016 году объем образования отходов производства и потребления в целом по краю составил 38,9 млн. т.  

На объектах размещения отходов на конец 2016 года накоплено 817,4 млн. т, в том числе на объектах ПАО «Уралкалий» – 600,2 млн. т.

Основными предприятиями, формирующими высокий показатель образования и размещения отходов в Пермском крае, являются предприятия, осуществляющие деятельность по добыче минерального сырья для химических производств и производства удобрений (ПАО «Уралкалий», ООО «Еврохим-Усольский калийный комбинат»), химического производства (АО «Березниковский содовый завод»), производства прочих неметаллических минеральных продуктов (ОАО «Горнозаводскцемент»), добыче известняка, гипсового камня и мела (ООО «Горнодобывающая компания», ОАО «Ергач», ООО «Прикамская гипсовая компания», ООО «Урал Ресурс»), металлургического производства (ОАО «Чусовской металлургический завод», АВИСМА филиал  ОАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА»), добыче гравия, песка, глины (ООО «Западуралнеруд»), целлюлозно-бумажного производства (ОАО «Соликамскбумпром»). Сводные сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления, по данным обработки статистической отчетности 2-ТП (отходы) предприятий Пермского края, за 2011-2016 годы приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов производства и потребления на территории

Пермского края

В 2016 году объем использования и обезвреживания отходов составил 45,93 % от объема образованных отходов.  

Снижение объема образования отходов на 2,1 млн. т (5 %), а также уменьшение объема размещения отходов на 3,9 млн. т (13 %) в сравнении с 2015 годом связано с сокращением объемов производства ПАО «Уралкалий», ООО «Прикамская гипсовая компания». Значительное увеличение объемов использованных и обезвреженных отходов связано с направлением галитовых отходов ПАО «Уралкалий» на закладку выработанного пространства.

В государственном реестре объектов размещения отходов (далее – ГРОРО) зарегистрировано 88 объектов размещения отходов. Большинство из них (73 объекта) принадлежат предприятиям и являются объектами размещения отходов, образовавшихся непосредственно от деятельности этих предприятий.

На территории Пермского края находится 13 межмуниципальных объектов захоронения отходов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности, включенных в ГРОРО: Большинство объектов размещения отходов имеют длительный срок эксплуатации, степень заполнения, как правило, превышает 80 %.

30 хозяйствующих субъектов, осуществляют утилизацию отходов производства и потребления на территории Пермского края.

Большинство объектов размещения отходов имеют длительный срок эксплуатации, степень заполнения, как правило, превышает 80%. Значительное количество объектов не имеют проектной документации и не отвечают современным экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям к объектам размещения отходов (6 свалок).

Обезвреживание нефтесодержащих отходов термическим и биологическим методами осуществляют ООО «Природа-Пермь», ООО «Уралэкоресурс», ООО «Меркурий», ООО «Военная экология», ООО «НПП «Промэкология», ООО «Сигл», ООО «ДОС-Сервис». Обезвреживанием ртутьсодержащих отходов занимаются ООО «Ультра-Ком», ООО "УралТрейдГрупп-Ойл", ООО «Текстиль-Энергия», ООО «ДОС-Сервис», переработкой автопокрышек отработанных, резинотехнических изделий – ООО «Экошина», ООО «Маяк-Гарант». Макулатуру и картон принимают для использования ООО «Пермский картон», ООО «Центр Вторресурсы».

С целью снижения негативного воздействия на окружающую среду предприятиями края ведется работа по вовлечению отходов в производство  в качестве вторичного сырья – ОАО «Уралкалий» (использование галитовых отходов в производстве технического раствора хлорида натрия, а также использование в качестве гидрозакладки в отработанные пространства), АВИСМА корпорация «ВСПМО-АВИСМА, ОАО «Чусовской металлургический завод», ОАО «Соликамскбумпром (использование в производстве ранее накопленных на специализированном полигоне отходов).

 

Количество несанкционированных объектов

размещения отходов, меры, принимаемые по их ликвидации

Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю совместно с Правительством Пермского края  ежегодно принимаются меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО, ликвидации нанесенного экологического ущерба и разработки и реализации мер, направленных на недопущение образования несанкционированных свалок.

В рамках принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок ТБО были осуществлены следующие мероприятия:

1). Проведены организационные рабочие совещания с контрольно- надзорными органами, Правительством Пермского края и органами местного самоуправления на которых обсуждены проблемы несанкционированных свалок и пути их ликвидации. Организован взаимный оперативный обмен информацией.

2). Организовано взаимодействие с органами прокуратуры, правительством Пермского края, главами администраций городов и районов, общественными организациями.

3). Управление включено в состав межведомственной рабочей группы по реализации Поручения Президента от 15.11.2017 № Пр-2319 по вопросам проведения комплексных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов.

4). Государственными инспекторами Управления организованы рейдовые проверки полигонов ТКО на территории Пермского края с лаборатории филиала «ЦЛАТИ» по Пермскому с целью выявления и своевременного пресечения нарушений природоохранного законодательства. По результатам рейдовых мероприятий было выявлено открытое горение полигона в д. Мыльники. Материалы по фактам нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды были направлены в Кунгурский районный суд для принятия решения о приостановлении деятельности данного полигона. В зале Кунгурского районного суда 2 ноября 2017 года состоялось заседание по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, возбужденном Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю в отношении ООО «ПЗПУ Эко-Система». По результатам рассмотрения дела суд вынес решение о приостановлении деятельности полигона ТКО в д. Мыльники на 50 суток.

В результате совместных действий Управления Росприроднадзора по Пермскому краю, краевой Государственной Инспекции и органов местного самоуправления в  2017 году выявлено 1492 несанкционированных свалки, на общей площади 214,15 га. Из них ликвидировано 922 несанкционированные свалки на площади 65,445 га. Совместная работа Управления и Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края будет продолжена в 2018 году.

По многочисленным поступившим  обращениям граждан инспекторами Управления проведены  рейдовые мероприятия  по выявлению несанкционированных свалок  на территории Пермского края. По подтвердившимся фактам возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении собственников земельных участков, допускающих нарушения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления. Главам местного самоуправления направлены требования  о ликвидации несанкционированных свалок.

Наибольшее количество несанкционированных свалок выявлено на территории крупных городов: Пермь, Березники, Соликамск, Добрянка, Пермский муниципальный район, несмотря на то, что на данных территориях имеется возможность осуществлять захоронение отходов на специализированных объектах, отвечающих современным требованиям.

Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю увеличено количество контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению лицензионных условий лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещения отходов 1-4 класса опасности, прекращению безлицензионной деятельности, пресечению практики заключения договоров с организациями, не имеющими лицензии на лицензируемую деятельность по обращению с отходами.

Нарабатывается судебная практика по привлечению к административной ответственности по фактам заключения договоров на вывоз и захоронение отходов с организациями, не имеющими лицензии на размещение отходов.

В целях реализации совместных действий по решению экологических проблем, включая меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО, Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю заключены Соглашения о сотрудничестве с Управлением МВД по Пермскому краю, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края, Министерством природных ресурсов Пермского края.

Главами местного самоуправления разработаны и утверждены Правила сбора (обращения) с отходами в 43 муниципальных образованиях Пермского края. В 46  муниципалитетах разработаны и реализуются мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок и обустройству  существующих объектов размещения отходов.

Всеми главами администраций местного самоуправления ежегодно в период с апреля по сентябрь проводятся мероприятия по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок; разработаны  и реализуются мероприятия, направленные на предотвращение появления захламления, разработку и реализацию системы управления отходами, экологических программ, правил сбора и обезвреживания отходов ТБО. Результаты принятых мер постоянно контролировались Управлением и Инспекцией; своевременно запланированы необходимые бюджетные средства для ликвидации ранее накопленного экологического ущерба.

В Закон Пермского края «Об административных правонарушениях» от 01.11.2007 № 139-ПК, включены статьи, дающие право должностным лицам администраций составлять протоколы об административных нарушениях по ст. 2.31 (нарушение правил организации благоустройства и озеленения территории», ст. ст.2.33 (нарушение правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов).

Объекты накопленного экологического ущерба.

Мероприятия по их ликвидации

В 2013 году Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю совместно с представителями специалистов – экологов администраций Краснокамского и Лысьвенского муниципального района проведены рейдовые проверки с целью инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба на территории Пермского края.

В ходе проведения проверки произведена оценка размеров и площади объектов накопленного экологического ущерба, объемы размещенных отходов, произведена фотосъемка, определена категория и собственники земельных участков.

Согласно установленным критериям по отнесению объектов к накопленному ранее экологическому ущербу на территории Пермского края определены 4 объекта накопленного экологического ущерба:

1.        Усть-Сюзьвенские нефтеямы (открытая площадка) в Краснокамском муниципальном районе;

2.        Короотвал в г. Краснокамске (открытая площадка с грунтовым покрытием);

3.        Шлаковый отвал в г. Лысьва (открытая площадка с грунтовым покрытием).

4.        Отвал  гидролизного лигнина  г.Губаха, пос. Широковский.

 

Реализуются следующие мероприятия по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба.

  1. Усть-Сюзьвенские нефтеямы в Краснокамском муниципальном районе.

Собственником объекта является ООО "Экохим ресурс". Объект состоит из 9 нефтеям Усть-Сюзьвенской нефтебазы. Все ямы имеют непроницаемые борта и дно. Для сбора и утилизации накопленных нефтеотходов, переработки (обезвреживание) загрязненных грунтов производится выпарка нефтешлама в товарный продукт, рекультивация нефтезагрязненных грунтов. По результатам проведенных работ на сегодняшний день утилизировано 40,6 куб. м нефтеотходов. Информация о стоимости мероприятий отсутствует.

Планируемые мероприятия: утилизация 19 тыс. тонн нефтешлама, рекультивация 4,8 га земли. Дата окончания планируемых мероприятий не определена. Сведения о стоимости мероприятий отсутствуют.

  1. Короотвал в г. Краснокамск.

В 2012 году земельный участок короотвала в г. Краснокамске предоставлен в аренду ООО «Пермская компания» с целью переработки короотходов в органические удобрения.

Планируемые общие затраты для утилизации короотходов ориентировочно составят 600 млн. руб. Сроки реализации 2014-2025 г.г.

Актуализированная информация: Собственником земельного участка администрация Краснокамского городского поселения (свидетельство АА № 190726 от 29.12.2015). Планируемые мероприятия: утилизация 3,9 млн. т отходов, рекультивация 22,3 га земли. На сегодняшний день даты начала проведения и окончания планируемых мероприятий не определены, сведения о стоимости мероприятий отсутствуют.

  1. Шлаковый отвал в г. Лысьва

Собственником объекта является администрация города Лысьвы. Согласно генеральному плану развития Лысьвенского городского округа на территории шлакового отвала планируется выполнить техническую и биологическую рекультивацию поэтапно:

•          подготовительный этап 2009-2015 г.г. (переработка и использование шлаковых отходов)

•          разработка проекта рекультивации объекта 2015 г.

•          техническая рекультивация – 2016 г.

•          биологическая рекультивация 2016-2018 г.г.

По результатам проведенных мероприятий утилизировано 178 тыс. куб. м (356 тыс. т) шлаковых отходов, извлечено металлосодержащих отходов более 10 тыс. т.

Планируемые мероприятия: создание рекреационной зоны для населения Лысьвенского городского округа, восстановление нарушенных территорий на площади 22,2 га. Мероприятия планируется реализовать в период с 2020 по 2021 год.

  1. Отвал гидролизного лигнина г. Губаха, пос. Широковский.

Собственник земельного участка под отвалом лигнина – администрация городского округа Губаха. Земельный участок находится в аренде у Шафаренко Андрея Ивановича по договору аренды от 03.02.2012 г. за № 30.

С целью ликвидации отвала гидролизного лигнина г. Губаха, пос. Широковский в 2013г. заключен договор с ООО «ЭкоТеплоСтрой» о поставке на переработку отходов в пос. Кордон, Кишертского р-на, разработаны ТУ и производится кормовой сорбент для животных и птиц. У оператора проекта – ООО «Спецлесдеталь» имеются технологии переработки данных отходов в более, чем 7 видов высоколиквидной товарной продукции:

- топливные гранулы,

- кормовые («Кормосорб»), нефтяные, хлорные сорбенты,

- полимерные наполнители и сырье для полимеров типа «Арбоформ»

- водно-топливная биоэмульсия (ВТБЭ)

- стабилизирующие добавки в асфальтобетон и битумные мастики.

- теплоизолирующий наполнитель для строительных смесей.

Переработку всех запасов планируется произвести за 6,5-9 лет, в зависимости от объема финансирования и объемов реализации продукции.

Не позднее 2022 года планируется произвести рекультивацию земли и ее возврат муниципалитету. Для реализации объема продукции (более 15 000 тонн в месяц) потребуется наладить сообщение с портом г. Березники для отгрузки товаров на экспорт. Имеются маркетинговые наработки по сорбенту «Кормосорб» с поставкой на Болгарию и Польшу в объеме до 10 000 т/мес.

Стоимость работ по ликвидации полигона промышленных отходов предварительно оценивается в 250 млн. руб. Разработка проекта 20 млн. руб. Источники финансирования: субсидии из средств федерального и краевого бюджета; внебюджетные источники – средства Шафаренко А.И.

Предложения по софинансированию проектов направлены Правительством Пермского края в Министерство природных ресурсов и экологии для включения в Федеральную целевую программу «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014 – 2025 годы».

 

Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю 

в 2014 году

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (далее – Управление) проведено 255 проверок хозяйствующих субъектов, в т.ч. 34 плановых и 219 внеплановых. Кроме того, проведено 56 рейдовых проверок и 57 административных расследований.

При осуществлении государственного надзора было выявлено 367 нарушений, выдано 276 предписаний об устранении нарушений, из которых 274 выполнено. Привлечено к административной ответственности 138 должностных лиц, 94 юридических лица и 20 граждан. Предъявлено административных штрафов на общую сумму 16,238 млн. руб., взыскано 15,302 млн. руб.

По результатам надзорных мероприятий проводится работа по возмещению предприятиями-нарушителями вреда, нанесенного окружающей среде. В 2014 году по предъявленным Управлением ущербам возмещен вред в добровольном порядке  на сумму 2,045 млн. руб., ведётся судебное производство по взысканию 4,387 млн. руб.

В 2014 году утверждено 523 норматива выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдано 318 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласовано 52 норматива допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, выдано 64 разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе с установленными лимитами – 15. Выдано 27 лицензий (в том числе 21 переоформлена)на деятельность по обращению с отходами. Согласовано 537 паспорта отходов 1-4 классов опасности (до 01.08.2014 г.); согласован 171 материал по обоснованию класса опасности отходов, не включенных в ФККО; направлено в центральный аппарат Росприроднадзора 772 материала по обоснованию класса опасности отходов, не включенных в ФККО для подтверждения классов опасности.

В 2014 году Управлением организована и завершена государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) по 19 объектам. Положительные заключения ГЭЭ выданы по 18 объектам, отрицательные – по 1 объекту.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.05.2013 № 259 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» (в ред. от 17.02.2014) на Управление возложены функции администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В 2014 году собрано средств за негативное воздействие на окружающую среду на общую сумму 373,2 млн. руб.

Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю 

в 2015 году

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (далее – Управление) проведено 188 проверок хозяйствующих субъектов, в т.ч. 23 плановых и 165 внеплановых, с учётом комплексного характера проверок по всем направления надзора проведено суммарно 123 запланированных проверки и 176 – вне плана. Кроме того, проведено 77 административных расследований.

При осуществлении государственного надзора было выявлено 250 нарушений, выдано 169 предписаний об устранении нарушений, выполнено, с учётом досрочного устранения нарушений – 220. Привлечено к административной ответственности 119 должностных лиц, 186 юридических лиц и 46 граждан. Предъявлено административных штрафов на общую сумму 23,156 млн. руб., на 31.12.2015 года вступили в силу постановления о назначении наказания на общую сумму 11,936 млн. рублей, взыскано 12,834 млн. руб.

По результатам надзорных мероприятий проводится работа по возмещению предприятиями-нарушителями вреда, нанесенного окружающей среде. В 2015 году по предъявленным Управлением ущербам возмещен вред в виде восстановительных работ и по решению суда  на сумму 9,3 млн. руб.

В 2015 году утверждено 366 нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдано 179 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Согласовано 59 нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, выдано 69 разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе с установленными лимитами – 17. Выдано 24 лицензий (в том числе 13 переоформлены) на деятельность по обращению с отходами. Согласовано 1085 паспортов отходов 1-4 классов опасности; согласовано 202 материала по обоснованию класса опасности отходов, не включенных в ФККО.

Общее количество действующих лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности в Пермском крае по состоянию на 31.12.2015г. составляет 139.

Количество объектов размещения, зарегистрированных в государственном реестре объектов размещения отходов – 77.

В 2015 году Управлением организована и завершена государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) по 18 объектам, все они получили . положительные заключения.

Список внештатных экспертов государственной экологической экспертизы в настоящее время включает  69 экспертов.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.10.2015 № 849 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» на Управление были возложены функции администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В 2015 году в бюджеты трёх уровней за негативное воздействие на окружающую среду на территории Пермского края собрано средств на сумму 307,57 млн. руб.

В результате работы Управления предприятиями-плательщиками в добровольном порядке в 2015 году погашена задолженность в размере свыше 12,87 млн. руб.

Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю 

в 2016 году

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (далее – Управление) проведено 390 проверок хозяйствующих субъектов, в т.ч. 19 плановых и 371 внеплановых, с учётом комплексного характера проверок по всем направления надзора проведено суммарно 95 запланированных проверки и 376 – вне плана. Кроме того, проведено 98 административных расследований.

При осуществлении государственного надзора было выявлено 334 нарушения, выдано 164 предписания об устранении нарушений, выполнено, с учётом досрочного устранения нарушений – 278. Привлечено к административной ответственности 157 должностных лиц, 208 юридических лиц и 29 граждан. Предъявлено административных штрафов на общую сумму 14,35 млн. руб., взыскано с учетом решений судебных инстанций – 20,11 млн. руб.

По результатам надзорных мероприятий проводится работа по возмещению предприятиями-нарушителями вреда, нанесенного окружающей среде. В 2016 году Управлением предъявлены в судебные инстанции 13 исков по ущербам, нанесенным компонентам окружающей среды на сумму 387,75 млн.рублей, возмещен вред на сумму 120,5 тысяч руб.

В 2016 году утверждено 389 нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдано 155 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласовано 53 норматива допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, выдано 79 разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе с установленными лимитами – 35.

Предоставлено 142 лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности. Переоформлено 50 лицензий.

В адрес Управления Росприроднадзора по Пермскому краю в уведомительном порядке поступило 2557 паспортов отходов 1-4 классов опасности; из которых 161 паспорт перенаправлен в ФГБУ «ФЦАО» с целью обоснования класса опасности отходов, не включенных в ФККО.

Количество объектов размещения, зарегистрированных в государственном реестре объектов размещения отходов по состоянию на 31.12.2016 год – 91.

В 2016 году Управлением организована и завершена государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) по 12 объектам. Положительные заключения ГЭЭ выданы по 11 объектам, отрицательные – по 1 объекту.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.10.2015 № 849 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и её территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» на Управление были возложены функции администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В 2016 году в бюджеты трёх уровней за негативное воздействие на окружающую среду на территории Пермского края собрано средств на сумму 263,287 млн. руб.

В результате работы Управления предприятиями-плательщиками в добровольном порядке в 2016 году погашена задолженность в сумме 11,05 млн. руб.

 

Деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю 

в 2017 году

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (далее – Управление) проведена 301 проверка хозяйствующих субъектов, в т.ч. 20 плановых и 249 внеплановых, с учётом комплексного характера проверок по всем направлениям надзора проведено суммарно 100 запланированных проверок и 252 – вне плана. Кроме того, проведено 32 рейдовых проверки, 16 административных расследований и 29

При осуществлении государственного надзора было выявлено 367 нарушений, выдано 111 предписаний об устранении нарушений, из которых выполнено 78.

Привлечено к административной ответственности 129 должностных лиц, 195 юридических лиц, 57 граждан, 8 индивидуальных предпринимателей.

Предъявлено административных штрафов на общую сумму 13,13 млн. руб., взыскано с учетом решений судебных инстанций – 11,21 млн. руб.

По результатам надзорных мероприятий проводится работа по возмещению предприятиями-нарушителями вреда, нанесенного окружающей среде. В 2016 году Управлением предъявлены в судебные инстанции 7 исков по ущербам, нанесенным компонентам окружающей среды на сумму 1,15 млн. рублей, возмещен вред на сумму 663,78 тыс. руб.

В 2017 году утверждено 476 нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выдано 215 разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из них 1 - с установленным лимитом на выброс.

Согласовано 52 нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, выдано 95 разрешений на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, в том числе с установленными лимитами – 52.

Предоставлено 77 лицензий на осуществление деятельности по обращению с отходами 1-4 классов опасности. Переоформлено 42 лицензии. Общее количество действующих лицензий по состоянию на 31.12.2017 составляет 330.

В адрес Управления Росприроднадзора по Пермскому краю в уведомительном порядке поступило 2047 паспортов отходов 1-4 классов опасности, направлено ФГБУ «ФЦАО» 76 материалов по обоснованию класса опасности отходов, не включенных в ФККО.

Количество объектов размещения, зарегистрированных в государственном реестре объектов размещения отходов по состоянию на 31.12.2017 год – 94.

В 2017 году Управлением организована и завершена государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) по 8 объектам, все они получили положительные заключения.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19.04.2017 N 188 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» на Управление были возложены функции администратора доходов по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В 2017 году в бюджеты трёх уровней за негативное воздействие на окружающую среду на территории Пермского края собрано средств на сумму 134,98 млн. руб.

В результате работы Управления предприятиями-плательщиками в добровольном порядке в 2017 году погашена задолженность в сумме 5,00 млн. руб.